Доллар мечется, как ошпаренный

Курс доллара сегодня на ММВБ понизился на 11,02 коп. по
сравнению с 11:30 вчерашнего торгового дня и составил
33,9032 руб. Евро чуть-чуть повысился – на 0,58 коп.,
до показателя в 44,9368 руб. В результате рубль немного
укрепился по отношению к бивалютной корзине, стоимость которой
упала на 6 коп. – до 38,87 руб. против 38,93 руб.
вчера.
Справка |
В начале же торгов доллар колебался вокруг значений
34,01–34,05 руб., потом снизился, а курс евро находился на
уровне 45 руб. Соответственно, стоимость бивалютной корзины
составляла 38,96 руб.
На рынке же Forex европейская валюта растет по отношению к
доллару, и теперь за евро дают $1,3248 против $1,3199
на конец предыдущего торгового дня в Нью-Йорке.
Как видим, на Forex никаких серьезных изменений не случилось,
а вот на нефтяном рынке накануне произошло важное событие: цена
за баррель упала ниже психологической отметки в $50. Падение
составило почти $4 – это антирекорд за последний месяц. В
зависимости от марки цена барреля колебалась в диапазоне от
$47,99 до $48,41. Сегодня она чуть выросла, но рубеж
в $50 не преодолела, закрепившись на показателе
в $49,05.
На мировых фондовых площадках ситуация складывается следующим
образом. В США и Европе отмечалось падение индексов. Аналитики
связывали это с пессимистическими новостями из США. Накануне
пришло сообщение из американского правительства, что лучшим
средством спасения таких автогигантов, как General Motors Corp. и
Chrysler LLC, может быть процедура управляемого банкротства. К
этому стоит добавить и заявление министра финансов США Тимоти
Гейтнера о том, что американским банкам может понадобиться
значительный объем правительственного финансирования. Все это и
вызвало падение биржевых индексов. Однако уже сегодня фондовые
Европа и Америка стали умеренно подниматься. В России также
фиксируется небольшой рост.
После острой фазы мирового экономического кризиса,
наблюдавшейся в конце 2008 – начале 2009 гг.,
глобальная экономика достигла определенной стабильности. Сейчас
аналитики выдвигают различные сценарии дальнейшего развития
ситуации. В частности, Всемирный банк обнародовал отчет, в
котором выдвинуто предположение, что нынешний кризис в России
станет более продолжительным, чем кризис 1998 года, и спад
экономики составит 4,5%. Мало того, будет сохраняться риск
дальнейшего ухудшения. Эксперты банка полагают, что проблемы
1998 года были связаны с ситуацией в госсекторе, а вот
сейчас сложная ситуация сложилась в частной сфере, которая
усугубилась чрезмерными заимствованиями, ухудшением условий
внешней торговли и оттоком капитала.
В заочную полемику с аналитиками банка вступило российское
руководство, в т. ч. первый вице-премьер Игорь Шувалов
и глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Так, Кудрин считает, что
российская экономика начнет расти уже в IV квартале
2009 года, а прогноз Всемирного банка относительно
сокращения ВВП России на 4,5% – «это один из сценариев», передает
РИА «Новости»
слова министра финансов РФ.
Напомним, что российское правительство прогнозирует спад
экономики нашей страны по итогам года на 2,2%. Некоторые эксперты
предупреждают, что осенью Россия может столкнуться со вторым
витком кризиса, хотя ничего особо страшного не ожидается.
Комментарии читателей Оставить комментарий
<SPAN>Делягин Михаил 2009.03.31</SPAN> <br />
<br />
<STRONG><br />
О программе антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год</STRONG><br />
<STRONG>1.</STRONG> Принцип выхода из экономической депрессии заключается в замещении сжимающегося (из-за слишком больших накопленных диспропорций) коммерческого спроса растущим государственным спросом. При этом государство имеет большую, чем обычно, возможность проводить модернизацию экономики и менять «правила игры» - просто потому, что его доля в совокупном спросе общества и, соответственно, его значимость для общественного развития резко возрастают.<br />
В современной России реализация такой стратегии требует в качестве непременного условия:<br />
1. Существенного ограничения коррупции (так как иначе все украдут).<br />
2. Существенного злоупотребления монопольным положением (так как иначе рост спроса вызовет рост не столько предложения, сколько цен, как это произошло в результате реализации пресловутого нацпроекта «Доступное жилье»).<br />
Кроме того, в качестве изменения «правил игры» необходимо<br />
3. Усиление протекционизма хотя бы до уровня Евросоюза, так как иначе российские производители в современных условиях не смогут конкурировать с дешевой китайской и субсидируемой европейской продукцией.<br />
Минимальные содержательные направления антидепрессионной модернизации:<br />
4. Обеспечение гражданам России прожиточного минимума (экономического выражения права на жизнь), дифференцированного в зависимости от ценовых и климатических условий регионов, переориентация на решение этой социальной задачи межбюджетных отношений (сейчас бюджетная обеспеченность населения бедных регионов подтягивается к среднероссийскому уровню, не имеющему никакого содержательного значения).<br />
5. Комплексная модернизация инфраструктуры.<br />
Рассмотренная программа не предусматривает решительных действий по достижению ни одной из этих жизненно необходимых целей. Некоторые продвижения (доведение пенсий до общефедерального прожиточного минимума, упоминание ограничения произвола монополий, инвестиций в коммунальную и транспортную инфраструктуру) носят непринципиальный и, по сути, пропагандистский характер.<br />
Правительство демонстрирует непонимание необходимости выхода из депрессии наращиванием государственного спроса.<STRONG><br />
2. Данная программа включает в себя ряд деклараций, не соответствующих действительности.</STRONG><br />
Так, указание на возможный спад ВВП на 2,2% в 2009 году не соответствует действительности - величина ВВП, на основе которой правительство рассчитало новый бюджет на 2009 год, при дефляторе в 10% (что представляется минимально возможным) дает величину экономического спада в 11,5%.<br />
Говорится о том, что «правительство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности», что прямо противоречит описанию уровня их развития и масштабов их проблем, содержащихся в этом же документе.<br />
Заявление «правительство намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных предприятий», при всей своей справедливости, полностью противоречит заявлению заместителя председателя правительства - Министра финансов Кудрина о том, что чистая величина заимствований на внутренних финансовых рынках в ближайшие годы будет почти удваиваться: с 266 млрд.руб. в 2008 году до 429 млрд. в 2009 и 860 млрд.руб. в 2010 году.<br />
Указание на то, что антикризисные меры, предпринятые в октябре-декабре 2008 года, «позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики», прямо противоречит реальности (в частности, превращению российской экономики в убыточную, спаду ВВП на 8,8% в январе и на 7,3% в феврале 2009 года, а также проеданию оборотных средств, которое должно возобновить обвальный спад производства в мае 2009 года). Данное указание представляет собой неуклюжую попытку скрыть потрясающую неэффективность российского государства (умудрившегося девальвировать рубль более чем на 35% с одновременной потерей более четверти триллиона долларов международных резервов России). <br />
<br />
<STRONG>3.</STRONG> В описании российских проблем признается, что российские «компании вынуждены были занимать за рубежом», но не указывается, что эта потребность была искусственно создана государством, выведшим деньги страны за границу и тем самым создавшим внутри нее «денежный голод»; не признается и то, что российский бизнес занимал за границей, по сути дела, свои же собственные деньги (с учетом банковского мультипликатора), уплаченные им в виде налогов и выведенные государством в финансовые системы развитых стран.<br />
Сетуя на неразвитость финансовой инфраструктуры, авторы программы тактично умалчивают о фундаментальной причине этого - незащищенности собственности, обусловленной стремлением правящей клептократии к обогащению.<br />
<STRONG><br />
4. Очень ценным является указание на то, что антикризисные меры должны не противоречить модернизации, но, напротив, являться ее локомотивом.</STRONG><br />
Тем не менее на деле ряд предусмотренных антикризисных мер (например, сокращение инвестиций) носит выраженный антимодернизационный характер.<br />
<br />
<STRONG>5.</STRONG> В основном программа представляет собой описание уже совершенных действий и реализованных мер. Таким образом, это не столько план работ на будущее, сколько отчет о проделанной работе, что (наряду, например, с категорическим отрицанием наличия российского кризиса и указанием лишь на «мировой кризис») делает ее пропагандистским, а не содержательным документом.<br />
Описанные в программе меры являются совершенно недостаточными для достижения заявленных приоритетов (например, «вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному»), что превращает программу в набор пустых деклараций.<br />
<STRONG><br />
6. Предлагаемые меры плохо структурированы и хаотичны, как, впрочем, и сам документ.</STRONG><br />
Неряшливость программы, вплоть до грамматических и стилистических ошибок - чего стоит один лишь заголовок: «программа... мер», что отражает, вероятно, не только недостаточное владение ее разработчиками русским языком, но и их пренебрежительное отношение к этому документу.<br />
Одни и те же меры описываются по нескольку раз (например, являющиеся одновременно элементами промышленной и региональной политики); таблица с мерами 2009 года дополняется такой же таблицей с мерами 2008 года частично (но лишь частично!) описанной в тексте и в таблице, посвященной мерам 2009 года.<br />
Таблица с мерами 2009 года предусматривает столбец с указанием стоимости описываемых мер, но в ряде случаев эта стоимость не указывается; таблица с мерами 2008 года такого столбца не содержит, так что стоимость соответствующих мер приходится указывать в их описании.<br />
Некоторые фразы откровенно двусмысленны: например, утверждается, что возрастание доли государства в собственности не отражает «стратегических намерений правительства ограничить роль частной собственности в российской экономике».<br />
<br />
<STRONG>7.</STRONG> Программа по-прежнему основана на фундаментальном либеральном мифе о необходимости устранения государства от регулирования экономики. В частности, утверждается: «Приоритет опоры (так в тексте - М.Д.) на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях».<br />
Это равнозначно признанию не только в идеологической зашоренности и неграмотности составителей программы (так как «частная инициатива» в принципе не может видеть стратегическую перспективу и поэтому нуждается в направляющей руке государства, а в условиях кризиса ее возможности еще и намного меньше возможностей государства), но и в заведомой неэффективности разрабатываемых на основе подобных заблуждений «антикризисных мер».<br />
<STRONG><br />
8. Обещания выполнить обязательства государства перед населением «в полном объеме» - постыдное лукавство: лишь некоторые из этих обязательств будут индексированы, и то в соответствии не с реальной, а прогнозируемой инфляцией. Таким образом, значительная часть этих обязательств будет «съедена» ростом цен.</STRONG><br />
<br />
<STRONG>9.</STRONG> «Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств», не выделяя при этом стратегические и социально значимые производства, которые должны быть сохранены вне зависимости от ошибок, допущенных их руководителями, а также производства, ставшие неэффективными в результате нарушения правительством своих обязательств (например, предприятия ВПК, с опозданием получающих средства за выполненный оборонзаказ).<br />
В то же время правительство декларирует готовность помогать предприятиям, инвестировавшим в развитие производства и создание новой продукции вне зависимости, как следует из текста, от эффективности этих инвестиций; не стоит забывать, что российские бизнесмены зачастую оформляли свои убытки в качестве инвестиций - международные стандарты бухгалтерского учета это позволяют.<br />
<br />
<STRONG>10.</STRONG> В качестве «ключевой задачи» правительство вновь называет «ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов». Этот пункт, по-видимому, механически переписан из аналогичных документов прошлых лет, потому что в 2009 году, о котором идет речь в программе, как записано в ней же, будет экономический спад.<br />
Помимо того, что задачи увеличения значимости внутреннего спроса ритуально ставились на протяжении всех 2000-х годов (а в плане снижения зависимости от экспорта сырья - с 1986 года), сейчас ее очень легко выполнить, так как удешевление экспортного сырья само по себе, автоматически снизит значимости внешних факторов развития экономики и, соответственно, увеличит значение внутренних.<br />
<br />
<STRONG>11.</STRONG> Обещание «предложить» (неизвестно кому) «новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса», выдвинутое в качестве приоритета, осталось голословным, так как совершенно ясно, что предложенные достаточно частичные меры поддержки малого бизнеса не способны обеспечить решение столь масштабной задачи.<br />
<br />
<STRONG>12.</STRONG> Весьма показательно, что правительство обещает не решить проблему - например, обеспечить экономику кредитными ресурсами, - но лишь предпринять «все необходимые усилия для этого».<br />
Тем самым оно не только снимает с себя ответственность за состояние экономики (всегда можно сказать, что все необходимое было сделано, - а результаты правительство и не обещало), но и наглядно демонстрирует, что само считает свою деятельность фиктивно-демонстративной.<br />
<br />
<STRONG>13.</STRONG> Правительство и «Центральный банк» (составители программы даже не знают, что вообще-то официально этот орган именуется «Банк России») заявляют о стремлении к «повышению инвестиционной привлекательности экономики». Под прикрытием этого красивого лозунга на протяжении всех 90-х и 2000-х годов либеральные фундаменталисты стимулировали приток в Россию разрушающих экономику спекулятивных капиталов и отток из нее капиталов инвестиционных. Сейчас, в условиях отсутствия возможности значимого притока иностранных (да и российских) частных капиталов как таковых (из-за глобального финансового кризиса) этот лозунг вообще не имеет смысла, но будет использоваться, как и ранее, для блокирования развития и модернизации.<br />
Аналогично, повторяется печально известный лозунг начала и середины 90-х годов о «приватизации в интересах эффективного собственника». Вопрос, откуда он возьмется, когда прошлые «эффективные собственники» разворовали свои предприятия и довели их до краха, правительство не волнует; судя по всему, предполагается продать уцелевшие активы СССР очередным «друзьям» и без зазрения совести объявить «эффективными собственниками» именно их.<br />
<br />
<STRONG>14.</STRONG> Лозунг «поддержания равновесного обменного курса рубля» свидетельствует о незнании составителями программы того, что валютный рынок страны (и, в частности, уровень равновесия спроса и предложения валют) полностью контролируется и непосредственно управляется Банком России.<br />
<br />
<STRONG>15.</STRONG> В программе многократно говорится о «сокращении расходов бюджета, носящих необязательный характер».<br />
Это свидетельствует о правовом нигилизме составителей программы, так как бюджет, будучи законом, обязателен для исполнения, и «необязательных» расходов не существует так же и по той же причине, по которой не существует «необязательных» законов.<br />
Используя такой термин, правительство расписалось в чудовищно низком качестве собственного бюджетного планирования, ибо составило и осенью 2008 года одобрило бюджет, содержащий «необязательные» расходы.<br />
Отсутствие в программе указания на критерии, по которым расходы бюджетов относятся к «необязательным», а также на общую величину этих «необязательных» расходов свидетельствует о произвольном (а следовательно, неэффективном и коррупциогенном) характере составления «кризисного» бюджета на 2009 год.<br />
<br />
<STRONG>16.</STRONG> Правительство заявляет о намерении сконцентрироваться на институциональных реформах, «обеспечивающих развитие человеческого капитала». Прошлые примеры таких реформ: реформа образования, разрушившая его элементы, выжившие даже в 90-е годы, реформа здравоохранения, сделавшая его практически недоступным, пенсионная реформа, лишившая нынешнее поколение россиян даже надежды на пенсии, жилищная реформа, лишившая россиян права на жилье.<br />
Правительство намерено продолжать этот путь, рассматривая «инвестиции в человека» (хотя на самом деле это инвестиции в созданный чиновниками бизнес, паразитирующий на социальной сфере) как приоритет своей бюджетной политики. Оно всерьез заявляет, что эти инвестиции непонятным образом «должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост... в науке, исследованиях и разработках, промышленности и инфраструктуре».<br />
На самом деле все наоборот: инвестиции государства в инфраструктуру запускают наращивание социального капитала; если перевернуть эту схему, развитие невозможно: классическим примером является современное образование, готовящее в полном отрыве от спроса (заведомо недостаточного, так как государство не стимулирует развитие) заведомо не нужных экономике профессиональных безработных.<br />
<STRONG><br />
17. Правительство признает, что без «последовательной демонополизации и развития конкуренции» «все меры стимулирования спроса не будут эффективными», но не предусматривает никаких значимых мер в этом направлении.</STRONG><br />
<br />
<STRONG>18.</STRONG> Правительство заявляет: «устойчивый экономический рост базируется на незыблемости и защите частной собственности». То ли оно не знает, что в российской экономике наблюдается спад, а частная собственность не защищена (классические примеры - «ЮКОС», «Русснефть», «Арбат-престиж»), то ли, признавая «по умолчанию» незащищенность собственности, пытается объяснить этим отсутствие экономического роста.<br />
<br />
<STRONG>19.</STRONG> Девальвировав рубль, правительство заявляет о необходимости обеспечения его привлекательности; представляется, что оно несколько запоздало, так как после болезненной девальвации и в ожидании нового ее витка (из-за отсутствия финансового контроля) «купиться» на подобного рода обещания просто нельзя.<br />
Правительство говорит о необходимости снижения процентных ставок - проводя их повышение (в то время как все развитые страны снижают их, стремясь оздоровить экономику) и, более того, в этом же документе рассматривая их повышение как антикризисную меру.<br />
<br />
<STRONG>20.</STRONG> Предусмотренными на весь 2009 год мерами по борьбе с безработицей можно охватить (и то с непонятной эффективностью) лишь 1 млн. 225,8 тыс.чел., - в то время как только за октябрь-февраль численность безработных выросла на 1,656 млн.чел. и будет расти дальше.<br />
Таким образом, эти меры заведомо недостаточны.<br />
<br />
<STRONG>21.</STRONG> Правительство не делает разницы между стимулированием производства автомобилей и стимулированием отверточной сборки автомобилей в России, хотя последнее, вопреки его заверениям, не оказывает никакого позитивного влияния на «развитие смежных отраслей».<br />
<br />
<STRONG>22.</STRONG> Значительная часть антикризисных мер заключается в предоставлении госгарантий, - в то время как государственный Сбербанк устами Б.Златкис уже заявил об отказе использовать этот инструмент, что подрывает его эффективность и свидетельствует о несогласованности программы правительства с ключевыми субъектами экономики.<br />
<br />
* * *<br />
В целом инициирование общественной дискуссии вокруг пропагандистского по своей сути документа представляется не более чем рекламным ходом, направленным на то, чтобы после несущественных исправлений создать иллюзию полного учета общественного мнения и критики специалистов.<br />
Это позволит официальным пропагандистам «привязать» общественность и «статусную», лояльную оппозицию к позиции правительства, ограничив будущую критику его неизбежных ошибок с их стороны.
Доллар мечется, как ошпаренный ПОРОСЁНОК